подсел на самовары...начал похоже коллекционировать - пять штук уже. принцип: самовары ранние советские и ранние послевоенные, то есть 40-х годов. интересно насколько такая коллекция будет ценна чтоли в культурно-историческом и материальном плане? на данный момент: банка кольчугинская с овальным клеймом полный комплект и никель, рюмка граненая краснознаменного патронного завода, банка на 5 литров 45-го года, клеймо звезда в круге на крышке, рюмка гладкая маленькая 47-го года с клеймом звезда, и банка на 7 литров 48-го года с надписью тула в клейме, но клеймо на половину пропечатано )) вобщем они мне нравятся!!
Добавлено (18 Сен 2013, 10:04:20) --------------------------------------------- добавился 6ой самовар- банка на 7 литров со звездой в круге. датирована октябрём 1941 года!
Вряд ли важен сам принцип, по которому собирается коллекция самоваров. У каждого он свой и с годами у многих меняется. Главное, чтобы нравился сам процесс.
Прежде чем собирать коллекцию, нужно определиться, что вы хотите получить в итоге. Главное - поставить себе определенные рамки, так как собирать все подряд - и неразумно, и невозможно. К сожалению, среди собирателей русских самоваров очень мало тех, кто подходит к своему собранию с научной, музейной точки зрения, кто рассматривает самовар, прежде всего, как историческую ценность, как уцелевшее свидетельство определенной эпохи. Согласно «музейной» концепции, экспонат должен быть максимально приближен к первоначальному виду, не испорчен непрофессиональными реставраторами, по возможности сохранять так называемые «следы бытования» (нагар, накипь, патина, загрязнения и т.д.). Предмет должен остаться в таком виде, в котором он пришел к владельцу. Реставрация и реконструкция могут быть только исторически обоснованными, адекватно восполняющими первоначальный вид предмета. При подобном подходе к составлению коллекции должны учитываться все мелочи: родные ли деревяшки на хватках и ручках, того ли периода малинки на крышке, такая ли резьба, соответствует ли подобранный верток, не только фасону самовара, но и конкретной фабрике, и т.д. Научный подход предполагает также обмен опытом, взаимопомощь и взаимосотрудничество, популяризацию и организацию выставок, семинаров и коллоквиумов. К сожалению, с этим у нас в стране дела пока обстоят хуже всего - возможно, не пришло еще время. У большинства непрофессиональных «собирателей» коллекция представляет собой разнородный набор предметов, испытавших на себе все приемы самодеятельных реставраторов: полировку, дополнение и замену деталей без учета исторической достоверности, особенностей производства определенной местности или фабрики, и т.д. Цена подобных самоваров невелика - она может оказаться даже ниже, чем цена того же самовара до подобной переделки. Коллекция, в которую входят такие самовары, не представляет необходимой культурной и исторической ценности. Однако вполне интересна может быть, например, коллекция, в которую входят только адекватно восстановленные, отполированные, полностью функционирующие самовары. Например, в России есть как минимум три человека, которые коллекционируют исключительно самоварные вертки с конусами, причем в этих коллекциях встречается около 400 уникальных экземпляров. Подход в чем-то варварский, поскольку нарушается целостность изначального предмета, но вместе с тем это именно коллекция, имеющая определенную ценность. Во многих «самоварных» собраниях существует еще одна проблема: вместе с изделиями русских мастеров экспонируется большое количество «польского серебра», а иногда - западноевропейские и восточные образцы. Такие коллекции, конечно, тоже имеют право на существование, если вы собираете, например, «самовары, бытовавшие в Российской империи до революции», но «русскими самоварами» такое собрание назвать никак нельзя. Самовары можно коллекционировать по типам (только рюмки, или банки, или шары, и т.д.), по времени создания (конец XVIII-начало XIX в., ампир, эклектика. НЭП...), по мастерам (Маликов, Баташев, Капырзин...), по местности (Урал, Москва, Варшава...). Да хоть по материалу, объему, высоте! Тема коллекции - отражение индивидуальности ее хозяина, в этом и состоит уникальность и привлекательность частных собраний. Частные коллекции выгодно отличаются от государственных тем, что формируются без идеологического диктата. Они представляют собой некие мостки, по которым время осуществляет переход от мастера к мастеру, от одного вида творчества к другому, от эпохи к эпохе. Именно они питают культуру жизненными соками. Что касается музейных коллекций, то, за редким исключением (музеи самоваров в Туле и в Касимове, Музей декоративно-прикладного искусства, Исторический музей, Русский музей), самоварам в них отводится исключительно декоративная функция. Как правило, они находятся в экспозициях, демонстрирующих быт конкретной эпохи, и при этом выставляются далеко не самые интересные образцы. Бессистемностью страдает большинство музейных коллекций самоваров, пополняются они в основном случайно, а специалистов-историков, изучающих повседневный быт той или иной эпохи, в стране крайне мало. Материал использован с разрешения авторов ("Самовары России" С.П. Калиничев, Л.В. Бритенкова, 2010)
Я думаю, у всех на форуме есть книга Самовары России )
Добавлено (15 Апр 2014, 22:58:10) --------------------------------------------- Вот сегодня был замечательный повод собраться на шашлычках ... жарили мясо ,пили водку,вино,потом чай с тортиком ,чай с самоваром ... Вели разговоры ,О насущном ,Об отпускАх на лето , О Украине ,да вообще много о чём .. . И вот подумал я - сколько же этот самовар уже слышал таких душевных семейных бесед вокруг себя ... . Ментальная энергия прямо чувствовалась .... Она безусловно была доброй , ибо у самовара невозможно объединиться с плохими мыслями ... . Очередной раз все отметили высокое качество, и исполнения, и эстетическое данного самовара . Уверен , Мастеру было приятно ,что его ,спустя века, вспоминают добрым словом ... .
Самовары на полках чахнут и скучают - растапливайте их ,....хоть иногда ...и они обязательно подарят позитив